
ЧАСТЬ 1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ
«В мире существует множество самых разных организаций... Но есть одна организация, которая
разительно отличается от других. Слово Бога, а также многочисленные факты показывают, что эта организация - Свидетели Иеговы»
(«Организованы, чтобы исполнять волю Иеговы», стр. 5)
Согласно «Ежегоднику Свидетелей Иеговы» за 2012 год, в 236 странах мира насчитывается почти 7,6
миллионов членов этой организации. Каждый седьмой из них - «пионер», кто посвящает проповеднической деятельности огромное количество личного времени (50 часов в месяц и более), а
суммарно на эту работу расходуется более 1,7 миллиарда часов жизни ее членов. Каждый год в организацию вливается около четверти миллиона новых «возвещателей Царства».
В России около 165 тысяч Свидетелей Иеговы, и почти каждый четвертый из них – «пионер». За 2011 год
российские Свидетели «напроповедовали» 46 миллионов часов и привлекли 5700 новых членов.
Анализируя статистику, кто-то может подумать, что Свидетели Иеговы процветают. Но это только на первый
взгляд. Позднее мы убедимся, что цифры подводят к одному и тому же неутешительному выводу – Общество Сторожевой Башни испытывает застойные явления, природа которых вполне очевидна и уходит своими
корнями в прошлое. Поэтому подсчетами и выводами мы займемся чуть позже, а пока давайте окунемся в историю этой организации, без чего понять текущую внутреннюю политику ОСБ просто
невозможно.
В принципе, проблема современного Свидетеля Иеговы заключается в незнании собственной истории. После
опубликования книги «Кризис совести» (1983), автором которой стал Реймонд Френц, бывший член Руководящего совета (высшего органа управления Свидетелей Иеговы), руководство ОСБ было вынуждено
придать огласке ряд нежелательных фактов. Френц публично обнажил многие из кровоточащих ран системы, а последовавшие за этим тысячи безответных звонков и писем в Бруклин (США, Нью-Йорк), где
расположена штаб-квартира организации, заставили высшее звено власти издать специальные труды по истории организации, предназначенные исключительно для внутреннего потребления. Не удивительно,
что история в них преподносится однобоко и нечестно, а порой и вовсе замалчивается. Самым значительным трудом стала книга «Свидетели Иеговы – возвещатели Царства Бога» (в дальнейшем -
«Возвещатели»), изданная в 1993 году (на русском языке - в 2005 году), а так же основанный на ней видеофильм «Вера в действии» (2010 год).
Многие из тех, кто сталкивался со Свидетелями Иеговы, отмечают, что они охотно признают ошибки прошлого
и несовершенство своих лидеров. Однако, как мы увидим далее, рядовые члены склонны мыслить двойственно – говорить одно, и быть убежденным совершенно в ином, что весьма характерно для любого
авторитарного культа. Руководство ОСБ разработало целую систему оправдательных аргументов, суть которых сводится к следующему: нивелировать значимость лжепророчеств и организационных промахов,
списать их на коллективные плечи паствы, которая раньше что-то неправильно понимала, и облечь в позитивную форму, как нечто, придавшее импульс дальнейшему развитию.
Например, лидеры ОСБ через свои издания заявляют, что им нет нужды скрывать прежние анонсированные, но
не сбывшиеся даты. Александр Симпловский, автор песен о Свидетелях Иеговы, одну из них посвятил подходу организации к собственной истории, а вдохновением для ее создания послужила речь члена
Руководящего совета этой организации. Александр пишет: «Согласно логике докладчика, то, что Чарльз Рассел и современный Руководящий совет признали, что они ошибались относительно дат «конца»,
свидетельствует об их честности. Но они признавали свои ошибки уже после того, как предсказанные ими даты не исполнились. А что же им оставалось делать? В чем же здесь честность? Если вор,
которого поймали с поличным, признается, что он украл, - свидетельствует ли это о его честности?»
Но, даже несмотря на подобные оправдательные пассажи, большинство компрометирующих фактов в литературе
Общества отсутствует. И причиной тому – их изобличающий характер, способный спровоцировать в рядах адептов утрату доверия.
Итак, именно анализ истории, как ничто иное, поможет понять, кем является современный Свидетель Иеговы
с точки зрения системы взглядов и практической деятельности.
Начало деноминации положил Чарльз Тейз Рассел (1852-1916). Он есть тот, кто для рядовых Свидетелей
Иеговы, с одной стороны - Альфа и Омега, а с другой – мистер Икс. Его мировоззрение - одна из самых больших тайн для современного адепта организации. Многие знали Рассела как человека
увлеченного, открытого и приятного в общении. Однако именно он породил необратимые процессы, которые впоследствии будут негативно сказываться на развитии основанного им движения, и сведут на нет
первоначально заявленные ориентиры.